«Дэвид Боуи: Пять Лет» (2013)
Документальный фильм Френсиса Уотли посвящен пяти важнейшим годам в карьере Дэвида Боуи: 1971, 1975, 1977, 1981 и 1983. Используя редчайшие, никогда до этого не обнародованные архивные съемки, разговоры с его соратниками в диапазоне от Брайна Ино до Тони Висконти и слова самого Боуи, записанные на пленку, режиссер Фрэнсис Уэйтли, потративший на этот фильм больше 10 лет, создает уникальный коллаж, в котором отражаются все его лики и переломные моменты.
Альбомы
Hunky Dory
Альбом Hunky Dory, вышедший в 1971 году, отсылал к периоду «неземного» Боуи времен «Space Oddity» разве что в забавной композиции «Kooks», адресованной сыну Зоуи, родившемуся 30 мая того же года. В остальном пластинка исследовала более серьезные темы, в таких песнях, как «Oh! You Pretty Things», полуавтобиографической «Bewlay Brothers» и «Quicksand», написанной под влиянием буддизма. В текстах молодой автор песен/композитор также отдал дань уважения своим кумирам в песнях «Song for Bob Dylan», «Andy Warhol» и «Queen Bitch», которую Боуи несколько загадочно отмечает на обложке диска, указывая как стилизацию под The Velvet Underground. Как и сингл «Changes», альбом Hunky Dory не имел шумного успеха, но он заложил основы для перехода, совершенного за восемнадцать месяцев в 1972—1973 годах, который в ближайшее время приведет Боуи в первые ряды звезд и принесет ему четыре альбома и восемь синглов, попавших в лучшую десятку хит-парадов Великобритании.
В 1971 году Боуи поехал в Нью-Йорк и встретил группу, которая подсказала ему новое направление в творческом развитии. «Группа The Velvet Underground стала для меня очень важной, я почувствовал в ней необыкновенную экспрессию, непохожую на других, у Underground, по-моему, был самый потрясающий звук, смесь рока и авангарда в этакой жесткой комбинации», — рассказывал певец. Следуя примеру The Velvet Underground, Боуи в новом десятилетии сразу же создал рок-группу, не похожую на другие, которую назвал Hype. Помимо Боуи, в состав входили Ронсон и Вудмэнси на гитаре и ударных соответственно, а также Тони Висконти на басу.
«Hype была больше ориентирована на рок, чем то, что он делал раньше. И песни, и само представление (шоу) явно находились под влиянием группы The Velvet Underground. Но даже номер в духе Velvet не спас в тот вечер Боуи и его группу. «Мы играли концерт в Roundhouse, в Лондоне и решили: надо как-то выделиться — давайте не будем на сцене в обычных рубашках, джинсах, с длинными волосами, как делают все», — вспоминал Висконти. Все участники надели новаторские, эпатажные костюмы. «На нас даже не шикали, это был самый неудачный вечер в нашей жизни, потому что мы гордились собой, а никто даже не смотрел на сцену, так что все было зря. Но, насколько я помню, это было чудесное шоу, для меня начался театр (смеется)», — продолжал Боуи. «Думаю, для Дэвида это был знаменательный вечер, по моей теории именно тогда все и началось, Hype определенно стала предшественницей группы The Spiders from Mars», — отмечал Тони Висконти.
The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars,
Боуи продолжил дальнейшее исследование своего андрогинного имиджа на концептуальном альбоме The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars, который вышел в июне 1972 года. Благодаря этому произведению, музыкант «бросил вызов основным канонам рок-музыки тех дней» и «создал, возможно, самый большой культ в популярной культуре». Основная тема пластинки — приближающийся армагеддон, альбом составлен из глубокомысленных композиций о человекоподобном космическом рок-мессии, уничтоженном фанатизмом своих адептов. Дэвид Боуи настойчиво требует от журналистов не называть его прошлым псевдонимом, постоянно напоминая им, что он Зигги Стардаст. Звучание альбома сочетало в себе элементы хард-рока из альбома The Man Who Sold the World с мелодичным экспериментальным роком из Hunky Dory и быстро развивающимся глэм-роком, ведомым Марком Боланом и группой T. Rex. Многие песни из альбома стали классикой рока.
Aladdin Sane
The Spiders from Mars вновь собрались вместе, чтобы записать следующее произведение маэстро, Aladdin Sane, изданное в апреле 1973 года. Это был первый альбом Боуи, ставший номером один в Великобритании. «Зигги отправляется в Америку», — так характеризовал работу сам автор; все новые песни были написаны им в дороге — на кораблях, в автобусах или поездах во время первого этапа его турне по США в поддержку альбома The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars. На обложке альбома (которую Бакли называл «поразительнейшей из всех рок-обложек») Боуи был изображен с прической, как у Зигги, и красными, черными, синими молниями на лице. Пластинка включала в себя композиции «Jean Genie» и «Drive-In Saturday», ставшие хитами в Великобритании, а также кавер-версию песни The Rolling Stones «Let’s Spend the Night Together».
Diamond Dogs
В 1974 году вышел следующий амбициозный альбом — Diamond Dogs, с концептуальным вступлением, которое зачитал сам Боуи, а также песней-сюитой в нескольких частях («Sweet Thing/Candidate/Sweet Thing (reprise)»). Diamond Dogs — результат соединения двух различных идей: мюзикла о жителях постапокалиптического города и цикла музыкальных композиций, написанных под влиянием романа Джорджа Оруэлла «1984». Боуи собирался написать мюзикл по роману «1984», но утратил интерес к этому проекту из-за серьезных проблем, возникших с получением разрешения на адаптацию романа. В итоге Дэвид все-таки использовал написанный материал, сделав его концептуальной частью нового альбома. «Diamond Dogs» продемонстрировал смещение музыкального стиля Боуи в сторону жанров соул и фанк, ярким примером которого является композиция «1984». Альбом достиг верхней строчки британского чарта, сделав Боуи самым «продаваемым» артистом в Великобритании 2 года подряд. В США Боуи добился своего первого крупного коммерческого успеха, поскольку альбом достиг пятой позиции в чарте.
Young Americans
Многие поклонники Зигги Стардаста не разглядели очевидных клише соула и фанка в последней работе Боуи, посчитав «новый звук Дэвида» неожиданным и потрясающим шагом. Альбом Young Americans 1975 года был исследованием Боуи «филадельфийского соула » — хотя сам он иронически характеризовал звук как «пластиковый соул». Альбом содержал его первый хит номер один в США «Fame», написанный в соавторстве с Карлосом Аломаром и Джоном Ленноном, которые также исполнили бэк-вокал на песне. Композиция была основана на риффе, который сочинил Аломар, играя кавер-версию классической ду-воп мелодии «Foot Stompin», которую группа Боуи включила в сет-лист во время выступлений в Филадельфии. Одним из бэк-вокалистов на альбоме был молодой Лютер Вандросс, который также был соавтором и написал часть материала для Young Americans. Песня «Win» содержала гипнотический гитарный риф, позже взятый Беком Хенсеном для основы трека «Debra» из его альбома Midnite Vultures . Несмотря на самоуверенное признание Боуи в мелкости его «пластикового соула», он действительно по праву заслужил честь стать одним из немногих белых музыкантов, приглашенных на «Soul Train» — популярную передачу о музыке соул. Другое выступление певца на американском телевидении в «Шоу Дика Кэветта» канала ABC, казалось, подтвердило слухи о злоупотреблении Боуи кокаином в это время, музыкант вел себя крайне параноидально.
Low
Интерес Боуи к развивающейся немецкой музыкальной сцене, как и пристрастие к наркотикам, побудили его переехать в Западный Берлин, чтобы «очиститься» и вдохнуть новую жизнь в свою карьеру. Снимая квартиру в Шенеберге со своим другом Игги Попом, Боуи создает еще три классических альбома и помогает Игги с его карьерой. С Боуи в качестве соавтора и музыканта, Игги Поп записал два первых сольных альбома, The Idiot и Lust for Life.
Боуи отправился в Нойнкирхен, недалеко от Бонна, чтобы встретиться со знаменитым немецким продюсером Конни Планком. Station to Station с его неровным звучанием стал своего рода предшественником Low, первого из трех альбомов, которые получили известность как «Берлинская Трилогия». Созданный отчасти под влиянием краут-рока таких групп, как Kraftwerk и Neu! и ознаменовавший переход от повествовательного стиля к более абстрактным формам, Low стал хитом и добрался до 3 строчки в Великобритании, а песня «Sound and Vision», выпущенная в качестве сингла, была использована как музыкальная тема на радиостанции BBC.
Heroes
Следующий альбом «Heroes» был во многом созвучен Low, но был более понятен широкой аудитории. Настроение этого альбома соответствует духу времени «холодной войны», символом которой была Берлинская стена, послужившая источником вдохновения для Боуи. Одноимённая песня, повествующая о двух влюбленных, которые тайно встречаются около Берлинской стены, является одной из наиболее перепеваемых песен Боуи (ее исполняли Blondie, Oasis, Apocalyptica, Билли Престон, Питер Гэбриэл, Bon Jovi и десятки других исполнителей, также она звучала в фильме «Годзилла» и в фильме «Мулен Руж!», она вошла в попурри для Николь Кидман и Юэна Макгрегора. Текст появился после того, как Боуи увидел из окна студии, что продюсер Тони Висконти обнимается с одной из его бэк-вокалисток. Эта история стала известна только в 2000-х, потому что во времена работы над песней Висконти был женат, и Боуи не стал рассказывать публике о его любовных похождениях.
Lodger
Lodger (1979) стал заключительной частью так называемой «Берлинской Трилогии», или «Триптиха», как называет её сам артист и в отличие от двух предыдущих пластинок не содержал инструментальных композиций. В качестве синглов были выпущены «Boys Keep Swinging», «DJ» и «Look Back in Anger». Стиль был смесью новой волны и этнической музыки, например, в «African Night Flight» и «Yassassin». Многие композиции были сочинены тандемом Боуи — Ино в нетрадиционной манере: при создании «Boys Keep Swinging» музыканты обменялись своими инструментами, а «Move On» содержит аккорды ранней песни Боуи «All The Young Dudes», сыгранные в обратном порядке; песня «Red Money» была основана на треке «Sister Midnight», сочиненного в дуэте с Игги Попом, из его альбома The Idiot.
В 1980-х стиль Боуи ретрогрессировал, музыкант стал меньше экспериментировать, предпочитая комбинировать собственные ноу-хау (в отличие от экспериментов с новым звучанием на предыдущих альбомах, Боуи вернулся к «истокам» своего творчества), объединяя опыт полученный при записи «Берлинской Трилогии», и в то же время расширяя музыкальный стиль трех предыдущих пластинок.
В 1980 году Боуи развелся с женой Анджелой, а также прекратил употреблять наркотики. С эрой «Изможденного Белого Герцога» было покончено. Претерпели радикальные перемены и его взгляды на создание музыки. В этот период его друг и коллега Джон Леннон был убит несколькими выстрелами сумасшедшего фанатика Марка Чепмена. Это событие произвело на Боуи крайне тяжелое впечатление: он не только потерял близкого друга, но и понял, что сам был близок к гибели. Чепмен присутствовал на пьесе «Человек-Слон», фотографировал Боуи у дверей на сцену и вскоре после этого застрелил Джона Леннона. Убийца заявил полиции, что если бы ему не удалось убить Леннона, он бы вернулся в театр и застрелил Дэвида Боуи. У Чепмена нашли программку пьесы «Человек-Слон», на которой имя «Дэвид Боуи» было жирно обведено чёрными чернилами.
В 1981 году группа Queen выпустили песню «Under Pressure», сочиненную и исполненную с Дэвидом Боуи. Песня имела огромный успех и стала третьим синглом Боуи, который стал номером один в британских чартах. В том же году Боуи исполнил эпизодическую роль в немецком фильме «Мы дети со станции Зоо», реальной истории из жизни 13-летней девочки в Берлине, которая попадает в героиновую наркозависимость и заканчивает жизнь проституцией и распадом личности. Боуи приписывают «специальное сотрудничество» в титрах, и его музыка занимает видное место в фильме. Саундтрек был выпущен в 1981 году и содержал версию «Heroes», спетую частично на немецком, которая ранее была включена в немецкое издание одноименного альбома.
В следующем году Боуи принял участие в театральной постановке, сыграв главную роль в новой английской адаптации пьесы Бертольда Брехта «Baal» на BBC. В апреле 1982 года Боуи записал композицию «Cat People (Putting Out Fire)» с Джорджо Мородером для фильма «Люди-кошки», режиссера Пола Шредера. Позже Квентин Тарантино заявил в интервью журналу Rolling Stone: «Дэвид Боуи написал для "Людей-кошек" гениальную песню, а Пол Шредер пустил ее на титрах! Я еще в годы работы в кинопрокате понял, что вокруг нее надо строить эпизод как минимум минут на 20» (позже он включил эту песню в свой фильм «Бесславные ублюдки»).
Let’s Dance
В 1983 Боуи произвел фурор, выпустив свой первый действительно коммерческий блокбастер Let’s Dance, гладкий танцевальный альбом, спродюсированный вместе с Нилом Роджерсом из группы Chic. Заглавная песня стала номером один в Соединенных Штатах и Великобритании. Продажи Let’s Dance стали массовыми и достигли 14 миллионов экземпляров. Альбом занял второе место среди «бестселлеров» 1983 года, уступив только пластинке Thriller, Майкла Джексона. Помимо заглавной песни, альбом также содержал хит-синглы «Modern Love» и «China Girl», на последний был снят провокационный видеоклип.